Задачи и функции
Центр управления в кризисных ситуациях - это самостоятельное структурное подразделение Главного управления МЧС России по Астраханской области, созданный для реализации функций и задач органа повседневного управления единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций на региональном уровне и повседневного пункта управления Главного управления.
ЦУКС является органом повседневного управления единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Основными задачами Центра являются:
Обеспечение деятельности Главного управления в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций , управления силами и средствами, предназначенными и привлекаемыми для предупреждения и ликвидации ЧС, осуществления обмена информацией и организации оповещения населения о ЧС;
Обеспечение координации деятельности органов повседневного управления РСЧС и гражданской обороны (в том числе управления силами и средствами РСЧС и гражданской обороны) Астраханской области;
Организация информационного взаимодействия территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти Астраханской области, органов местного самоуправления и организаций, дислоцированных на территории Астраханской области, при решении задач в области защиты населения и территорий от ЧС и гражданской обороны, а также при осуществлении мер информационной поддержки принятия решений в области защиты населения и территорий от ЧС и гражданской обороны;
Обеспечение информационной деятельности пожарно-спасательных гарнизонов.
ЦУКС в соответствии с возложенными на него основными задачами осуществляет следующие функции:
1) организация оперативной дежурной службы на повседневном пункте управления Главного управления;
2) осуществление информационного взаимодействия с администрацией Губернатора Астраханской области (и аппаратом полномочного представителя Президента Российской Федерации в федеральном округе) по вопросам гражданской обороны, защиты населения и территорий от ЧС, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах;
3) осуществление информационного взаимодействия с территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, органами исполнительной власти Астраханской области, органами местного самоуправления и организациями по вопросам гражданской обороны, защиты населения и территорий от ЧС, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах;
4) прием и доведение до руководства Главного управления приказов (распоряжений) вышестоящих органов управления МЧС России о введении для Главного управления усиленного режима работы, режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации, информации о введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации для органов управления и сил РСЧС на территории Астраханской области, муниципальных образований и объектов;
5) обеспечение установленным порядком приема (передачи) сигналов (команд) управления (оповещения) при нарастании угрозы агрессии против Российской Федерации до объявления мобилизации в Российской Федерации, переводе на работу в условиях военного времени, а также по гражданской обороне;
6) организация взаимодействия с нештатными органами управления, создаваемыми органами управления МЧС России и РСЧС в целях организации выполнения мероприятий по предупреждению и ликвидации ЧС, а также тушению пожаров;
7) сбор, обработка и обмен информацией, ведение баз данных статистической и плановой информации в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от ЧС, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах, в том числе с использованием имеющихся информационных систем;
8) ведение учета сил и средств МЧС России и РСЧС, принятие мер по привлечению сил и средств МЧС России и РСЧС к выполнению мероприятий по предупреждению и ликвидации ЧС;
9) организация и ведение работ по мониторингу источников ЧС, а также сбор, обработка и анализ информации об источниках ЧС и показателях риска возникновения ЧС;
10) осуществление мониторинга (в том числе космического), прогнозирования и моделирования ЧС;
11) осуществление обработки, получения, использования и предоставления данных дистанционного зондирования Земли из космоса органам повседневного управления РСЧС;
12) получение и использование данных дистанционного зондирования Земли из космоса и БАС с целью контроля и прогнозирования ЧС природного и техногенного характера;
13) работа с материалами оперативной аэрофотосъёмки с целью построения ортофотопланов и цифровых рельефов местности;
14) составление на основе данных мониторинга оперативных прогнозов в области предупреждения и ликвидации ЧС, их доведение до органов управления РСЧС;
15) выработка рекомендаций по управлению рисками ЧС и оценка эффективности реализации комплекса мер, направленных на предупреждение ЧС и снижение негативных последствий при их возникновении;
16) сбор, обработка и анализ данных об обстановке в зоне ЧС, осуществление предварительной оценки масштабов и характера возникшей ЧС;
17) выработка предложений по применению сил и средств РСЧС, обеспечение координации деятельности сил РСЧС при проведении аварийно-спасательных и других неотложных работ при ликвидации ЧС;
18) доведение до территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти Астраханской области и органов местного самоуправления рекомендаций о введении соответствующих режимов функционирования при угрозе возникновения или возникновении ЧС, о порядке организации и выполнения мероприятий по предупреждению и ликвидации ЧС, а также о привлечении сил и средств для выполнения мероприятий по предупреждению и ликвидации ЧС;
19) информационное обеспечение проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ, ведение аналитической работы, направленной на повышение эффективности действий сил и средств, привлекаемых к ликвидации ЧС;
20) сбор и обобщение информации о количестве пострадавших при ЧС, характере нанесенного ущерба, оказываемой пострадавшим медицинской помощи, а также контроль за выполнением мероприятий первоочередного жизнеобеспечения населения, пострадавшего в результате ЧС;
21) сбор сведений о пунктах временного размещения и количестве размещенного в них населения, пострадавшего в результате ЧС;
22) осуществление контроля за выполнением органами повседневного управления РСЧС мероприятий при угрозе возникновения или возникновении ЧС;
23) организация и осуществление оперативного и статистического учета ЧС, пожаров и других происшествий, произошедших на территории Астраханской области, в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации и распорядительными документами МЧС России;
24) участие в работе по организации информирования населения через средства массовой информации и по иным каналам о прогнозируемых и возникших ЧС, мерах по обеспечению безопасности населения и территорий, приемах и способах защиты населения и территорий от ЧС, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах;
25) ведение мониторинга средств массовой информации, социальных медиа по вопросам, относящимся к компетенции МЧС России, проверка и обработка полученной информации;
26) обеспечение функционирования «Телефона доверия» Главного управления, прием и обработка вызовов, поступающих на него;
27) осуществление регистрации уведомлений от туристских организаций
и туристов о путешествии, походе, экскурсии, туристском слете, соревновании
и иных мероприятиях, связанных с активными видами туризма;
28) подготовка и вывод информации на терминальные комплексы общероссийской комплексной системы оповещения и информирования населения в местах массового пребывания людей;
29) контроль работоспособности технических средств сегмента ОКСИОН в местах массового пребывания людей;
30) осуществление комплексной воздушной разведки очагов пожаров, техногенных аварий и катастроф, контроль зон ЧС (происшествий), определение точных координат границ зон ЧС (происшествий) и объектов поиска, мониторинг площадных и линейных объектов инфраструктуры большой протяженности с применением беспилотных авиационных систем;
31) взаимодействие с органами исполнительной власти Астраханской области и организациями по вопросам применения БАС в интересах авиационного обеспечения выполнения задач в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от ЧС, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах;
32) поддержание постоянной готовности состоящих на оснащении БАС
к выполнению задач по предназначению;
33) планирование применения и эксплуатация состоящих на оснащении БАС, реализация мероприятий по обеспечению безаварийной эксплуатации беспилотных авиационных систем и безопасности полетов;
34) поддержание в готовности к применению по предназначению и обеспечение бесперебойного функционирования элементов комплекса экстренного реагирования и комплекса оперативного управления ППУ Главного управления;
35) участие в планировании и организации проведения тренировок с органами повседневного управления, дежурными силами и средствами РСЧС;
36) участие в организации подготовки персонала системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112» на базе образовательных организаций МЧС России;
37) участие в осуществлении международного сотрудничества в рамках международных соглашений и иных международных актов в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, включая реализацию мер по чрезвычайному гуманитарному реагированию;
38) участие в организации обеспечения безопасности туристических групп на маршрутах по территории Астраханской области;
39) участие в разработке и рассмотрении концепций, программ, инициатив общественных объединений и граждан по наиболее актуальным вопросам деятельности МЧС России на территории Астраханской области;
40) привлечение личного состава Главного управления при возникновении стихийных бедствий и других чрезвычайных ситуаций;
41) осуществление, в пределах компетенции и предоставленных полномочий, мер по противодействию терроризму;
42) участие в обеспечении выполнения мероприятий по антитеррористической защищенности объектов Главного управления;
43) участие в осуществлении координации и контроля деятельности по выполнению мероприятий, направленных на создание и поддержание в состоянии постоянной готовности технических систем управления гражданской обороны и систем оповещения населения, в том числе комплексной системы экстренного оповещения населения об опасностях, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях;
44) участие в осуществлении контроля за созданием и поддержанием в состоянии готовности локальных систем оповещения в районах размещения потенциально опасных объектов;
45) участие в осуществлении методического руководства совместной деятельности органов исполнительной власти Астраханской области, органов местного самоуправления и организаций по вопросам реабилитации населения и территорий, подвергшихся радиационному воздействию вследствие радиационных аварий и контроль за проведением мероприятий в этой области;
46) участие в организации на территории Астраханской области выполнения мероприятий по развитию общероссийской комплексной системы информирования и оповещения населения в местах массового пребывания людей;
47) участие в осуществлении координации проводимых территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, органами исполнительной власти Астраханской области и органами местного самоуправления работ по развитию и организации эксплуатации системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру "112" на территории Астраханской области;
48) участие в организации и проведении в мирное время комплекса мероприятий по заблаговременной подготовке запасного пункта управления к работе в условиях военного времени;
49) участие в организации и осуществлении профилактики пожаров и профилактики нарушений обязательных требований в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах;
50) участие в осуществлении сбора, обобщения, анализа и представления в МЧС России сведений по функционированию учреждений сети наблюдения и лабораторного контроля гражданской обороны и защиты населения;
51) участие в согласовании предложений и сведений о границах зон затопления, подтопления, подготовленных уполномоченными органами исполнительной власти Астраханской области;
52) участие в обеспечении безопасности в период подготовки и проведения на территории Астраханской области массовых мероприятий;
53) участие в мероприятиях по обеспечению безопасности объектов государственной охраны и защиты охраняемых объектов на территории Астраханской области;
54) участие в осуществлении координации деятельности территориальных органов федеральных органов исполнительной власти в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций на территории Астраханской области.