Методические рекомендации по организации работы органа местного самоуправления в области обеспечения безопасности жизнедеятельности населения муниципального образования

Южный региональный центр МЧС России

Отдел территориальной политики и антитеррористической деятельности Управления оперативного планирования

М Е Т О Д И Ч Е С К И Е Р Е К О М Е Н Д А Ц И И

по организации работы органа местного самоуправления

в области обеспечения безопасности жизнедеятельности

населения муниципального образования

УТВЕРЖДЕНО

Решением методического совета

Южного регионального центра МЧС Россини

от 12.02.201311-1/1

г. Ростов-на-Дону

2013 год

ВВЕДЕНИЕ

В соответствии с решением Правительственной комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечения пожарной безопасности Российской Федерации от 16 ноября 2012 г. № 7 текущий 2013 год объявлен Годом повышения эффективности работы муниципальных образований в области обеспечения безопасности жизнедеятельности населения.

В целях повышения эффективности работы муниципальных образований (далее – МО) в субъектах Российской Федерации Южного федерального округа (далее – ЮФО) Южным региональным центром МЧС России (далее – ЮРЦ) для оказания организационно-методической помощи органам местного самоуправления (далее – ОМСУ) разработаны настоящие методические рекомендации (далее - рекомендации). Рекомендации предназначены для использования главами местных администраций (исполнительно-распорядительными органами муниципальных образований) при организации работы в области обеспечения безопасности жизнедеятельности населения в муниципальных образованиях субъектов Российской Федерации(далее – РФ)ЮФО.

В методических рекомендациях представлены основные направления работы органов местного самоуправления МО (по содержанию РАЗДЕЛОВ рекомендаций пронумерованных римскими цифрами) при реализации местных полномочий по участию в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций (далее – ЧС), в обеспечении пожарной безопасности, организации и осуществлению мероприятий по гражданской обороне (далее – ГО), защите населения и территории от ЧС природного и техногенного характера, а также по созданию, содержанию и организации деятельности аварийно-спасательных служб (далее – АСС) и (или) аварийно-спасательных формирований (далее – АСФ), содержащихся за счет средств муниципальных бюджетов. В свою очередь по указанным направлениям работы раскрывается понятийный аппарат (основные понятия и определения) в области ГО, предупреждении и ликвидации последствий ЧС, пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах (по содержанию Пунктов соответствующих разделов рекомендаций пронумерованных арабскими цифрами). Так же, в рекомендациях представлены выписки и ссылки на нормативные правовые акты (далее – НПА) Президента Российской Федерации, Федеральные законыи Постановления Правительства РФ по вопросам обеспечения безопасности жизнедеятельности населения, на основе которых должны формироваться муниципальные правовые акты (далее – МПА) и другие нормативные документы МО. Представлены требования к организации работы ОМСУ по решению вопросов местного значения, направленных на минимизацию рисков возникновения ЧС, повышение безопасности проживающего населения и снижения угроз людских и материальных потерь. При формировании представленных типовых макетов МПА и других нормативных документы МО, алгоритмов работы, количественных и временных показателей использованы действующие Постановления Правительства РФ,совместные приказы, приказы и методические рекомендацииМЧС России.

Предложенные формы и методы работы ОМСУ муниципальных образований носят рекомендательный характер и являются исходной базой для организации работы глав местных администраций (исполнительно-распорядительных органов муниципальных образований), и могут дополняться соответствующими положениями с учетом местных социально-экономических и других условий, а также МПА (нормативные документы МО) могут оформляться в соответствии с требованиями делопроизводства, принятого в соответствующем регионе.

Представленный в заключительной части перечень НПА, регулирующих отношения по направлениям деятельности ОМСУ в области обеспечения безопасности жизнедеятельности населения муниципальных образований позволяет расширить и своевременно уточнить содержание РАЗДЕЛОВ и Пунктов настоящих методических рекомендаций.

СОДЕРЖАНИЕ

п/п

Разделы и пункты

Стр.

ВВЕДЕНИЕ

I.

Создание и организация работы при органах местного самоуправления Координационного органа ЕДИНОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СИСТЕМЫ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ И ЛИКВИДАЦИИ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ (в пределах муниципального образования) – комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности органа местного самоуправления

1-89

1.

Общие принципы создания и организации работы комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности

1-5

2.

Организация планирования работы комиссий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности

5-6

3.

Организация подготовки и проведения заседаний комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности

7-8

4.

Алгоритмы действий председателя комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности

8-46

4.1.

При авариях на опасных производственных объектах, использующих в своем производстве АХОВ

8-12

4.2.

При аварийных разливах нефти и нефтепродуктов

12-16

4.3.

При авариях на коммунально-энергетических сетях

16-19

4.4.

При авариях на транспорте (воздушном, железнодорожном, автомобильном), на магистральных трубопроводах

19-23

4.5.

При тушении крупного пожара

23-26

4.6.

При обрушении зданий, сооружений

26-29

4.7.

При возникновении эпидемий (эпизоотий, эпифитотий) и инфекционных заболеваний

30-33

4.8.

При катастрофических затоплениях, наводнениях, подтоплениях и паводках

33-37

4.9.

При сходе лавин и оползней

37-40

4.10.

При ураганах, смерчах

40-43

4.11.

При проведении эвакуационных мероприятий

43-46

5.

Типовая структура и форма плана работы комиссии по предупреждению и

ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности

47

6.

Создание и организация работы при органах местного самоуправления постоянно действующего органа управления РСЧС, специально уполномоченного на решение задач в области защиты населения и территории от ЧС и (или) гражданской обороны

48-53

6.1.

Основные мероприятия, осуществляемыми органами управления ГОЧС в режиме повседневной деятельности

(режим повышенной готовности)

48-49

6.2.

Основные мероприятия, осуществляемые органами управления ГОЧС при угрозе возникновения аварий, катастроф и стихийных бедствий

49-51

6.3.

Основные мероприятия, осуществляемые органами управления ГОЧС при возникновении крупных производственных аварий, катастроф и стихийных бедствий (режим чрезвычайной ситуации)

51-53

7.

Типовое положение об отделе по делам гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций администрации муниципального образования

54-59

8.

Создание и организация работы при органах местного самоуправления органа повседневного управления РСЧС – единой дежурно-диспетчерской службы муниципального образования

59-89

8.1.

Положение о единой дежурно-диспетчерской службе муниципального образования

59-75

8.2.

Типовой проект Постановления Главы муниципального образования о создании Единой дежурно-диспетчерской службы муниципального образования

76-77

8.3.

Схема взаимодействия служб муниципального образования при реагировании на происшествия и чрезвычайные ситуации, выполнении аварийно-восстановительных работ

78-80

8.4.

Типовое Соглашение о взаимодействии и информационном обмене ЕДДС МО с ведомственной ДДС муниципального образования

81-85

8.5.

Сроки и порядок представления донесений и докладов от ЕДДС МО в оперативно-дежурную службу ГУ ЦУКС МЧС России по субъекту РФ при угрозе (возникновении) ЧС и в ходе ликвидации ЧС

86-89

II.

Подготовка и поддержание в готовности достаточного количества необходимых сил и средств для защиты населения и территорий от ЧС, включая создание, содержание и организацию деятельности аварийно-спасательных служб и (или) аварийно-спасательных формирований

90-96

1.

Порядок создание группировки сил и средствдля защиты населения и территорий от ЧС

90-92

1.1.

Состав группировки аварийно-спасательных сил и средств территориальной подсистемы (звена) РСЧС

90-91

1.2.

Мероприятия, проводимые для создания группировки сил и средств для защиты населения и территорий от ЧС

91-92

2.

Поддержание в готовности достаточного количества необходимых сил и средств для защиты населения и территорий от ЧС

93-96

2.1.

Режим ПОВЫШЕННОЙ ГОТОВНОСТИ

93

2.2.

Режим ЧРЕЗВЫЧАЙНОЙ СИТУАЦИИ

93

2.3.

Эшелонирование и резерв сил и средств для проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ

93-94

3.

Порядок создания аварийно-спасательных формирований

95-96

III.

ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ АВАРИЙНО-СПАСАТЕЛЬНЫХ И ДРУГИХ НЕОТЛОЖНЫХ РАБОТ, А ТАКЖЕ ПОДДЕРЖАНИЕ ОБЩЕСТВЕННОГО ПОРЯДКА ПРИ ИХ ПРОВЕДЕНИИ

97-106

1.

Общие принципы организации аварийно-спасательных работ

97-99

2.

Технология проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ

100-103

3.

Руководство аварийно-спасательными и другими неотложными работами

103-105

4.

Финансирование аварийно-спасательных и других неотложных работ

105-106

IV.

Реализация органами местного самоуправления первичных мер пожарной безопасности

106-125

1.

Основные термины и понятия

106-109

2.

Полномочия органов местного самоуправления в области пожарной безопасности

109-110

3.

Первичные меры пожарной безопасности

110-123

4.

Муниципальная пожарная охрана

123-125

5.

Ответственность органов местного самоуправления

125

V.

СОЗДАНИЕ УСЛОВИЙ ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИИ ДОБРОВОЛЬНОЙ ПОЖАРНОЙ ОХРАНЫ, А ТАКЖЕ ДЛЯ УЧАСТИЯ ГРАЖДАН В ОБЕСПЕЧЕНИИ ПЕРВИЧНЫХ МЕР ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В ИНЫХ ФОРМАХ

125-148

1.

Общие положения

125-126

2.

Порядок создания общественных объединений пожарной охраны

126-148

2.1.

Организационные мероприятия по созданию добровольной пожарной охраны

126-130

2.2.

Общие требования к уставу (положению) общественного объединения пожарной охраны

130-131

2.3.

Государственная регистрация общественных объединений пожарной охраны

131-134

2.4.

Отказ в государственной регистрации общественного объединения и порядок его обжалования

134

2.5.

Порядок принятия граждан в добровольные пожарные

135

2.6.

Порядок регистрации в реестре общественных объединений пожарной охраны и сводном реестре добровольных пожарных

135-138

2.7.

Организация подготовки и несение службы добровольными пожарными

138-139

2.8.

Финансовое и материально-техническое обеспечение деятельности добровольной пожарной охраны

139-141

2.9.

Типовое Заявление о регистрации общественного объединения в реестре общественных объединений пожарной охраны

142

2.10.

Типовое Заявление о регистрации члена (участника) общественного объединения пожарной охраны в сводном реестре добровольных пожарных

143

2.11.

Типовое Заявление о согласии на обработку персональных данных

144

2.12.

Типовой Договор на выполнение добровольным пожарным работ по участию в профилактике и (или) тушении пожаров и проведении аварийно-спасательных работ

145-148

VI.

ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ФИНАНСИРОВАНИЯ МЕРОПРИЯТИЙ В ОБЛАСТИ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ

149-153

1.

Уровня финансирования системы гражданской обороны

149-150

2.

Расходные обязательства субъекта Российской Федерации и расходные обязательства муниципального образования

150-153

VII.

Создание и использование резервов финансовых и материальных ресурсов ДЛЯ ЛИКВИДАЦИИ ЧС

153-200

1.

Создание резервов финансовых и материальных ресурсов

153-156

2.

Использование резервов финансовых и материальных ресурсов

156-157

3.

Замена и освежение резервов материальных ресурсов

157-159

4.

Отчетность о состоянии резервов материальных ресурсов

159

5.

Основные нормативные правовые документы по вопросам создания и использования резервов для ликвидации чрезвычайных ситуаций

159-165

5.1.

Выписка из Федерального закона Российской Федерации от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»

159-161

5.2.

Выписка из Постановления Правительства Российской Федерации от 10 ноября 1996 г. № 1340 «О порядке создания и использования резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»

161-162

5.3.

Выписка из Постановления Правительства Российской Федерации от 21 мая 2007 г. № 304 «О классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»

163-164

5.4.

Примерная номенклатура резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера

164-165

5.5.

Типовые МПА (нормативные документы) по созданию и использованию резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций

166-200

5.5.1.

Типовое Постановление орган местного самоуправления «Об утверждении Положения о порядке расходования средств Резервного фонда органа местного самоуправления

166-167

5.5.2.

Типовое Положение о порядке расходования средств Резервного фонда органа местного самоуправления

167-168

5.5.3.

Типовое Постановление (Распоряжение Главы МО) органа местного самоуправления «О порядке создания, хранения, использования и восполнения резерва материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций»

169

5.5.4.

Типовой Порядок создания, хранения, использования и восполнения резерва материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций органа местного самоуправления

170-173

5.5.5.

Примерная номенклатура и объем резерва материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций органа местного самоуправления

174-175

5.5.6.

Типовое Распоряжение Главы муниципального образования «О создании материальных ресурсов, выпускаемых из резерва материальных ресурсов органа местного самоуправления, для обеспечения первоочередных работ по ликвидации чрезвычайной ситуации и оказания помощи пострадавшему населению»

176

5.5.7.

Типовой Перечень материальных ресурсов, выпускаемых из резерва материальных ресурсов органа местного самоуправления, для обеспечения первоочередных работ по ликвидации чрезвычайной ситуации и оказания помощи пострадавшему населению

177

5.5.8.

Нормы физиологических потребностей в пищевых веществах и энергии для различных групп населения (в день)

177

5.5.9.

Нормы обеспечения продуктами питания пострадавшего в чрезвычайных ситуациях населения

178

5.5.10.

Нормы обеспечения продуктами питания спасателей, рабочих, разбирающих завалы при ведении спасательных работ,

хирургов

178

5.5.11.

Нормы обеспечения продуктами питания других категорий участников ликвидации последствий землетрясения

179

5.5.12.

Нормы замены продуктов при выдаче населению

180

5.5.13.

Рекомендуемые среднесуточные наборы продуктов для детей в возрасте до 1 года

181

5.5.14.

Рекомендуемые комплекты одежды, белья и обуви для выдачи пострадавшему населению

182

5.5.15.

Ассортимент одежды, белья и обуви, предназначенный для выдачи населению, рекомендуемые размеры и роста

183

5.5.16.

Рекомендуемые размеры одежды и обуви для выдачи пострадавшему населению (детям)

184

5.5.17.

Нормы обеспечения населения предметами первой необходимости

184

5.5.18.

Нормы обеспечения населения водой

185

5.5.19.

Нормы обеспечения населения жильем и коммунально-бытовыми услугами

186

5.5.20.

Нормы медицинского обеспечения населения

187

5.5.21.

Нормы обеспечения населения бытовым топливом и теплом

188

5.5.22.

Перечень мероприятий по организации жизнеобеспечения населения в чрезвычайных ситуациях

189-196

5.5.23.

Форма донесения и регламент представления донесений по резервам материальных ресурсов

197-200

VIII.

Организация обучения населения способам защиты и действиям в случае возникновения ЧС и мерам пожарной безопасности

201-212

1.

Характеристика чрезвычайных ситуаций мирного времени

201-202

2.

Полномочия органов местного самоуправления МО по организации обучения населения способам защиты и действиям в случае возникновения чрезвычайных ситуаций и мерам пожарной безопасности

202-212

2.1.

Выписка из Федерального закон от 21.12.1994 N 68-ФЗ (ред. от 01.04.2012) "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера"

202-203

2.2.

Выписка из Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 03.12.2012) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"

203

2.3.

Выписка из Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ (ред. от 30.11.2011) "О пожарной безопасности" (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.01.2012)

203-204

2.4.

Выписка из Федерального закона от 21.07.1997 N 116-ФЗ (ред. от 25.06.2012) "О промышленной безопасности опасных производственных объектов"

204

2.5.

Выписка из Федерального закона от 22.08.1995 N 151-ФЗ (ред. от 02.10.2012) "Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей"

204-205

3.

Положение о подготовке населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера

205-208

4.

Методика подготовки населения в области гражданской обороны, защиты от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах

208

4.1.

Основные требования к подготовке населения

208-209

4.2.

Основные положения методики подготовки населения

209-210

4.3.

Патриотическое воспитание граждан

210-211

4.4.

Алгоритм обучения разных групп населения

211-212

IX.

Обеспечение готовности к мероприятиям по оповещению и информирования населения, в том числе с использованием специализированных средств оповещения и информирования населения в местах массового пребывания людей, об угрозе возникновения или о возникновении ЧС, и организация их проведения

213-215

1.

Общие положения

213

2.

Полномочия органов местного самоуправления по оповещению населения

213-214

3.

Создание системы связи, оповещения и информационного обеспечения

214

4.

Поддержание системы связи, оповещения и информационного обеспечения в готовности к применению

214-215

5.

Финансирование создания, совершенствования и поддержания в готовности к применению систем оповещения населения

215

X.

Обеспечение готовности к проведению эвакуационных мероприятий в случае возникновения ЧС

216-222

1.

Общие положения

216-217

2.

Алгоритм действий председателя комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечения пожарной безопасности или председателя эвакуационной комиссии при проведении эвакуационных мероприятий

217-219

3.

Организация планирования, подготовки и проведения эвакуации

220-222

XI.

Обеспечение сбора и обмена информацией в области защиты населения и территорий от ЧС

223-229

1.

Общие положения

223-225

2.

Организация информационного обмена

225-229

3.

Организация информирования

229

XII.

Содействие федеральному органу исполнительной власти, уполномоченному на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в предоставлении участков для установки и (или) в установке специализированных технических средств оповещения и информирования населения в местах массового пребывания людей, а также в предоставлении имеющихся технических устройств для распространения продукции средств массовой информации, выделении эфирного времени в целях своевременного оповещения и информирования населения о чрезвычайных ситуациях и подготовки населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций

230-233

1.

Размещение технических средств общероссийской комплексной системы информирования и оповещения населения в местах массового пребывания людей

230-231

2.

Требования по установке специализированных технических средств оповещения и информирования населения

231-233

XIII.

Проведение комплекса мероприятий по защите населённых пунктов, расположенных в лесных массивах от лесных пожаров в соответствии с законодательством Российской Федерации

234-238

1.

Основные понятия и определения

234-236

2.

Основные показатели и критерии оценки готовности населенного пункта к пожароопасному сезону

236-238

3.

Вывод о готовности населенного пункта к пожароопасному сезону

238

XIV.

Осуществление мониторинга пожарной опасности в лесах и лесных пожаров

239-240

1.

Основные понятия и определения

239

2.

Порядок осуществления мониторинга пожарной опасности в лесах и лесных пожаров

239-240

3.

Отчетные документы

240

XV.

Обеспечение охраны лесов от пожаров

241-242

1.

Основные положения

241

2.

Мероприятия, проводимые руководителем органа местного самоуправления, по обеспечение охраны лесов от пожаров

241-242

XVI.

Организация и осуществление мероприятий по гражданской обороне

242-298

1.

Основные положения

242-244

2.

Организация разработки Порядка подготовки к ведению и ведения гражданской обороны в муниципальном образовании и организации

244-246

3.

Структура и содержание Порядка подготовки к ведению и ведения гражданской обороны в муниципальном образовании и организации

246-249

4.

Структура Плана гражданской обороны и защиты населения муниципального образования, территория которого отнесена к группе по ГО

249-258

5.

Структура Плана гражданской обороны и защиты населения муниципального образования, территория которого не отнесена к группе по ГО

259-267

6.

Типовой Календарный план выполнения основных мероприятий по гражданской обороне (Приложение к Плану гражданской обороны и защиты населения муниципального образования)

268

7.

Перечень рекомендуемых приложений к Порядку ведения ГО в муниципальном образовании

269

8.

Перечень рекомендуемых приложений к Порядку ведения ГО в организации

269

9.

Рекомендации по организации мероприятий по инженерной защите населения

270-276

9.1.

Для решения задачи гражданской обороны по предоставлению населению защитных сооружений гражданской обороны

270-273

9.2.

Сохранение имеющегося фонда ЗС ГО и поддержание его
в готовности к приему укрываемого населения

273-274

9.3.

Подготовка в мирное время и строительство при переводе гражданской обороны с мирного на военное время быстровозводимых защитных сооружений гражданской обороны с упрощенным внутренним оборудованием

275

9.4.

Использование подземного пространства под защитные сооружения гражданской обороны

275-276

9.5.

Приспособление для укрытия населения подвальных помещений в зданиях существующего жилого и производственного фонда, строительство укрытий простейшего типа

276

10.

Решение задачи гражданской обороны по проведению мероприятий по световой маскировке и другим видам маскировки

276-283

11.

Отчетные документы фонда защитных сооружений гражданской обороны

284-285

12.

Типовой План комплексной маскировки

286-288

13.

Рекомендации по организации мероприятий по радиационной и химической защите населения

289-298

Перечень нормативных правовых актов, регулирующих отношения по направлениям деятельности органа местного самоуправления муниципального образования в области обеспечения безопасности жизнедеятельности населения

299-303

- Нормативные акты Президента Российской Федерации

299

- Федеральные законы Российской Федерации

299

- Постановления Правительства Российской Федерации

299-300

- Совместные приказы

301

- Приказы МЧС России

301-302

- Методические рекомендации

302-303

Контакты

01 или 101
Единый телефон пожарных и спасателей
8 (8512) 22-51-94
Главное управление МЧС России по Астраханской области
8 (8512) 39-99-99
Единый «телефон доверия»
info@30.mchs.gov.ru
(не для подачи обращений граждан)