Постановление Правительства Астраханской области от 4 мая 2005 г. N 83-П

Постановление Правительства Астраханской области
от 4 мая 2005 г. N 83-П
"О территориальной подсистеме Астраханской области единой
государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций"

В соответствии с Федеральным законом "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", Законом Астраханской области "О защите населения и территории Астраханской области от чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера", постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2003 N 794 "О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций" и в целях совершенствования территориальной подсистемы Астраханской области единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций Правительство Астраханской области постановляет:

1. Утвердить прилагаемые Положение о территориальной подсистеме Астраханской области единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, перечень аварийно-спасательных служб, служб обеспечения и функциональных подсистем по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, создаваемых исполнительными органами государственной власти Астраханской области, и перечень исполнительных органов государственной власти Астраханской области, территориальных органов федеральных органов исполнительной власти и организаций, создающих силы постоянной готовности территориальной подсистемы Астраханской области единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

2. Руководителям исполнительных органов государственной власти Астраханской области определить состав и структуру сил постоянной готовности исходя из возложенных на них задач по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

3. Главному управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Астраханской области (Жигин А.О.), подготовить проект постановления Губернатора Астраханской области о признании утратившим силу постановления главы администрации Астраханской области от 10.11.96 N 365 "О территориальной подсистеме Астраханской области единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций".

4. Агентству по печати и информационным коммуникациям Астраханской области (Усманов Р.Х.) опубликовать данное постановление в средствах массовой информации.

5. Постановление вступает в силу со дня подписания.

Губернатор Астраханской области

А.А. Жилкин

Положение
о территориальной подсистеме Астраханской области
единой государственной системы предупреждения и ликвидации
чрезвычайных ситуаций
(утв. постановлением Правительства Астраханской области от 4 мая 2005 г. N 83-П)

1. Настоящее Положение определяет порядок организации и функционирования территориальной подсистемы Астраханской области единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее - территориальная подсистема области).

2. Территориальная подсистема области объединяет органы управления, силы и средства исполнительных органов государственной власти Астраханской области, органов местного самоуправления и организаций, в полномочия которых входит решение вопросов в области защиты населения и территорий области от чрезвычайных ситуаций, в том числе по обеспечению безопасности людей на водных объектах, и осуществляет свою деятельность в целях выполнения задач, предусмотренных Федеральным законом "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера".

3. Территориальная подсистема области имеет три уровня: региональный (межмуниципальный), местный и объектовый.

4. Функциональные подсистемы исполнительных органов государственной власти Астраханской области создаются для организации работы в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в том числе по обеспечению безопасности людей на водных объектах, в сфере деятельности этих органов.

5. Территориальная подсистема области создана в Астраханской области для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций в пределах Астраханской области и состоит из 17 звеньев (2 городских и 15 районных), соответствующих административно - территориальному делению.

6. Каждый уровень территориальной подсистемы области имеет координационные органы, постоянно действующие органы управления, специально уполномоченные на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, органы повседневного управления, силы и средства, резервы финансовых и материальных ресурсов, системы связи, оповещения и информационного обеспечения.

7. Координационными органами территориальной подсистемы области являются:

на региональном (межмуниципальном) уровне - комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности при Правительстве Астраханской области;

на местном уровне - комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности органа местного самоуправления;

на объектовом уровне - комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности организации.

Создание, реорганизация и ликвидация комиссий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности, назначение руководителей, утверждение персонального состава и определение их компетенции осуществляются решениями высшего исполнительного органа государственной власти Астраханской области, органов местного самоуправления и организаций.

Комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности высшего исполнительного органа государственной власти Астраханской области, органов местного самоуправления и организаций возглавляются соответственно руководителями указанных органов и организаций или их заместителями.

8. Основными задачами комиссий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности в соответствии с их компетенцией являются:

а) разработка предложений по реализации государственной политики по обеспечению защиты населения и территории области от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и пожаров;

б) координация деятельности органов управления и сил территориальной подсистемы области;

в) обеспечение согласованности действий территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, исполнительных органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций при решении вопросов в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечения пожарной безопасности, а также восстановления и строительства жилых домов, объектов жилищно-коммунального хозяйства, социальной сферы, производственной и инженерной инфраструктуры, поврежденных и разрушенных в результате чрезвычайных ситуаций;

г) организация и осуществление контроля за обеспечением мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и пожарной безопасности.

Иные задачи могут быть возложены на соответствующие комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности решениями высшего исполнительного органа государственной власти Астраханской области, органов местного самоуправления и организаций в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательством Астраханской области и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

9. Постоянно действующими органами управления территориальной подсистемы области являются:

на региональном (межмуниципальном) уровне - главное управление Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Астраханской области;

на местном уровне - органы, специально уполномоченные на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и (или) гражданской обороны при органах местного самоуправления;

на объектовом уровне - структурные подразделения организаций, уполномоченных на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и (или) гражданской обороны.

Постоянно действующие органы управления территориальной подсистемы области создаются и осуществляют свою деятельность в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, законодательством Астраханской области и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Компетенция и полномочия постоянно действующих органов управления территориальной подсистемы области определяются соответствующими положениями о них или уставами указанных органов управления.

Для осуществления экспертной поддержки в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности, безопасности людей на водных объектах при постоянно действующих органах управления территориальной подсистемы области могут создаваться экспертные советы.

10. Органами повседневного управления территориальной подсистемы области являются:

на региональном (межмуниципальном) уровне - федеральное казенное учреждение "Центр управления в кризисных ситуациях главного управления МЧС России по Астраханской области", информационные центры, дежурно-диспетчерские службы исполнительных органов государственной власти Астраханской области и территориальных органов федеральных органов исполнительной власти;

на местном уровне - единые дежурно-диспетчерские службы муниципальных образований;

на объектовом уровне - дежурно-диспетчерские службы организаций (объектов).

Органы повседневного управления единой системы создаются и осуществляют свою деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Компетенция и полномочия органов повседневного управления единой системы определяются соответствующими положениями о них или уставами указанных органов управления.

11. Размещение органов управления территориальной подсистемы области в зависимости от обстановки осуществляется на стационарных или подвижных пунктах управления, оснащаемых техническими средствами управления, средствами связи, оповещения и жизнеобеспечения, поддерживаемых в состоянии постоянной готовности к использованию.

К силам и средствам территориальной подсистемы области относятся специально подготовленные силы и средства территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, исполнительных органов государственной власти Астраханской области, органов местного самоуправления, организаций и общественных объединений, предназначенные (привлекаемые) для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

12. В состав сил и средств каждого уровня территориальной подсистемы области входят силы и средства постоянной готовности, предназначенные для оперативного реагирования на чрезвычайные ситуации и проведения работ по их ликвидации (далее - силы постоянной готовности).

Основу сил постоянной готовности составляют аварийно-спасательные службы, аварийно-спасательные формирования, иные службы и формирования, оснащенные специальной техникой, оборудованием, снаряжением, инструментом, материалами с учетом обеспечения проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ в зоне чрезвычайной ситуации в течение не менее 3 суток.

Перечень сил постоянной готовности территориальной подсистемы области утверждается Правительством Астраханской области по согласованию с Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.

Состав и структуру сил постоянной готовности определяют создающие их исполнительные органы государственной власти Астраханской области, органы местного самоуправления, организации и общественные объединения исходя из возложенных на них задач по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

13. Координацию деятельности аварийно-спасательных служб и аварийно-спасательных формирований на территории Астраханской области осуществляет в установленном порядке главное управление Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Астраханской области.

Координацию деятельности аварийно-спасательных служб и аварийно-спасательных формирований на территориях муниципальных образований осуществляют органы, специально уполномоченные на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и гражданской обороны при органах местного самоуправления.

14. Привлечение аварийно-спасательных служб и общественные аварийно-спасательных формирований к ликвидации чрезвычайных ситуаций осуществляется:

в соответствии с планами предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций на обслуживаемых указанными службами и формированиями объектах и территориях;

в соответствии с планами взаимодействия при ликвидации чрезвычайных ситуаций на других объектах и территориях;

по решению исполнительных органов государственной власти Астраханской области, органов местного самоуправления, организаций и общественных объединений, осуществляющих руководство деятельностью указанных служб и формирований.

Общественные аварийно-спасательные формирования могут участвовать в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Астраханской области в ликвидации чрезвычайных ситуаций и действуют под руководством главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Астраханской области.

15. Силы и средства УМВД России по Астраханской области применяются при ликвидации чрезвычайных ситуаций в соответствии с задачами, возложенными на них законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и Астраханской области.

16. Подготовка работников исполнительных органов государственной власти Астраханской области, органов местного самоуправления и организаций, специально уполномоченных решать задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и включенных в состав органов управления территориальной подсистемы области, организуется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Методическое руководство, координацию и контроль за подготовкой населения Астраханской области в области защиты от чрезвычайных ситуаций осуществляет главное управление Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Астраханской области.

17. Готовность аварийно-спасательных служб и аварийно-спасательных формирований к реагированию на чрезвычайные ситуации и проведению работ по их ликвидации проверяется в ходе аттестации, а также в ходе проверок, осуществляемых в пределах своих полномочий главным управлением Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Астраханской области, органами государственного надзора и контроля, а также исполнительными органами государственной власти Астраханской области, органами местного самоуправления и организациями, создающими указанные службы и формирования.

18. Для ликвидации чрезвычайных ситуаций создаются и используются:

резерв финансовых и материальных ресурсов Астраханской области - за счет средств бюджета Астраханской области;

резерв финансовых и материальных ресурсов органов местного самоуправления - за счет средств местных бюджетов;

резерв финансовых и материальных ресурсов организаций - за счет средств организаций.

Порядок создания, использования и восполнения резервов финансовых и материальных ресурсов определяется законодательством Российской Федерации и нормативными правовыми актами Астраханской области и органов местного самоуправления и организациями.

Номенклатура и объем резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций, а также контроль за их созданием, хранением, использованием и восполнением устанавливаются создающим их органом.

19. Управление территориальной подсистемой области осуществляется с использованием систем связи и оповещения, представляющих собой организационно - техническое объединение сил, средств связи и оповещения, сетей вещания, каналов сети связи общего пользования и ведомственных сетей связи, обеспечивающих доведение информации и сигналов оповещения до органов управления, сил территориальной подсистемы области.

20. Информационное обеспечение в территориальной подсистеме области осуществляется с использованием территориальной геоинформационно-аналитической системы, представляющей собой совокупность технических систем, средств связи и оповещения, автоматизации и информационных ресурсов, обеспечивающей обмен данными, подготовку, сбор, хранение, обработку, анализ и передачу информации.

Для приема сообщений о чрезвычайных ситуациях, в том числе вызванных пожарами, в телефонных сетях населенных пунктов Астраханской области устанавливается единый номер - 112.

21. Проведение мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций в рамках территориальной подсистемы области осуществляется на основе плана действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций на территории Астраханской области, планов действий органов местного самоуправления и организаций.

Организационно-методическое руководство планированием действий в рамках территориальной подсистемы области осуществляет главное управление Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Астраханской области.

22. Органы управления и силы территориальной подсистемы области функционируют в режиме:

а) повседневной деятельности - при отсутствии угрозы возникновения чрезвычайной ситуации;

б) повышенной готовности - при угрозе возникновения чрезвычайной ситуации;

в) чрезвычайной ситуации - при возникновении и ликвидации чрезвычайной ситуации.

22.1. При введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации в зависимости от последствий чрезвычайной ситуации, привлекаемых к предупреждению и ликвидации чрезвычайной ситуации сил и средств единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, классификации чрезвычайных ситуаций и характера развития чрезвычайной ситуации, а также других факторов, влияющих на безопасность жизнедеятельности населения и требующих принятия дополнительных мер по защите населения и территорий от чрезвычайной ситуации, устанавливается один из следующих уровней реагирования:

а) объектовый уровень реагирования - решением руководителя организации при ликвидации чрезвычайной ситуации силами и средствами организации, оказавшейся в зоне чрезвычайной ситуации, если зона чрезвычайной ситуации находится в пределах территории данной организации;

б) местный уровень реагирования:

решением главы поселения при ликвидации чрезвычайной ситуации силами и средствами организаций и органов местного самоуправления, оказавшихся в зоне чрезвычайной ситуации, которая затрагивает территорию одного поселения;

решением главы муниципального района при ликвидации чрезвычайной ситуации силами и средствами организаций и органов местного самоуправления, оказавшихся в зоне чрезвычайной ситуации, которая затрагивает межселенную территорию либо территории двух и более поселений, либо территории поселений и межселенную территорию, если зона чрезвычайной ситуации находится в пределах территории одного муниципального района;

решением главы городского округа при ликвидации чрезвычайной ситуации силами и средствами организаций и органов местного самоуправления, оказавшихся в зоне чрезвычайной ситуации, если зона чрезвычайной ситуации находится в пределах территории городского округа;

в) региональный (межмуниципальный) уровень реагирования - решением Губернатора Астраханской области при ликвидации чрезвычайной ситуации силами и средствами организаций, органов местного самоуправления и исполнительных органов государственной власти, оказавшихся в зоне чрезвычайной ситуации, которая затрагивает территории двух и более муниципальных районов либо территории муниципального района и городского округа, если зона чрезвычайной ситуации находится в пределах территории одного субъекта Российской Федерации.

22.2. При введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации, а также при установлении уровня реагирования для соответствующих органов управления и сил территориальной подсистемы области Губернатор Астраханской области, руководитель органа местного самоуправления, руководитель организации, определенные пунктом 22 настоящего Положения, могут определять руководителя работ по ликвидации чрезвычайной ситуации, который несет ответственность за проведение этих работ в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Астраханской области, и принимать дополнительные меры по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций:

а) ограничивать доступ людей и транспортных средств на территорию, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, а также в зону чрезвычайной ситуации;

б) определять порядок разбронирования резервов материальных ресурсов, находящихся в зоне чрезвычайной ситуации, за исключением государственного материального резерва;

в) определять порядок использования транспортных средств, средств связи и оповещения, а также иного имущества исполнительных органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций;

г) приостанавливать деятельность организации, оказавшейся в зоне чрезвычайной ситуации, если существует угроза безопасности жизнедеятельности работников данной организации и иных граждан, находящихся на ее территории;

д) осуществлять меры, обусловленные развитием чрезвычайной ситуации, не ограничивающие прав и свобод человека и гражданина и направленные на защиту населения и территорий от чрезвычайной ситуации, создание необходимых условий для предупреждения и ликвидации чрезвычайной ситуации и минимизации ее негативного воздействия.

23. Решением Губернатора Астраханской области, руководителя органа местного самоуправления, руководителя организации, определенных пунктом 22 настоящего Положения, о введении для соответствующих органов управления и сил территориальной подсистемы области режима повышенной готовности или режима чрезвычайной ситуации определяются:

а) обстоятельства, послужившие основанием для введения режима повышенной готовности или режима чрезвычайной ситуации;

б) границы территории, на которой может возникнуть чрезвычайная ситуация, или границы зоны чрезвычайной ситуации;

в) силы и средства, привлекаемые к проведению мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайной ситуации;

г) перечень мер по обеспечению защиты населения от чрезвычайной ситуации или организации работ по ее ликвидации;

д) должностные лица, ответственные за осуществление мероприятий по предупреждению чрезвычайной ситуации, или руководитель работ по ликвидации чрезвычайной ситуации.

Решение о введении на конкретной территории для соответствующих органов управления и сил территориальной подсистемы области режима повышенной готовности или режима чрезвычайной ситуации, а также о мерах по обеспечению безопасности населения доводится до сведения населения через средства массовой информации и по иным каналам связи.

24. При устранении обстоятельств, послуживших основанием для введения на соответствующих территориях режима повышенной готовности или режима чрезвычайной ситуации, установленные режимы функционирования органов управления и сил территориальной подсистемы области отменяются решением Губернатора Астраханской области, руководителя органа местного самоуправления, руководителя организации, определенных пунктом 22 настоящего Положения.

25. Основными мероприятиями, проводимыми органами управления и силами территориальной подсистемы области, являются:

а) в режиме повседневной деятельности:

изучение состояния окружающей среды и прогнозирование чрезвычайных ситуаций;

сбор, обработка и обмен в установленном порядке информацией в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах;

разработка и реализация целевых и научно-технических программ и мер по предупреждению чрезвычайных ситуаций, обеспечению пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах;

планирование действий органов управления и сил территориальной подсистемы области, организация подготовки и обеспечения их деятельности;

подготовка населения к действиям в чрезвычайных ситуациях;

пропаганда знаний в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах;

руководство созданием, размещением, хранением и восполнением резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций;

проведение в пределах своих полномочий государственной экспертизы, надзора и контроля в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах;

осуществление в пределах своих полномочий необходимых видов страхования;

проведение мероприятий по подготовке к эвакуации населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы, их размещению и возвращению соответственно в места постоянного проживания либо хранения, а также жизнеобеспечению населения в чрезвычайных ситуациях;

ведение статистической отчетности о чрезвычайных ситуациях, участие в расследовании причин аварий и катастроф, а также выработке мер по устранению причин подобных аварий и катастроф;

б) в режиме повышенной готовности:

усиление контроля за состоянием окружающей среды, прогнозирование возникновения чрезвычайных ситуаций и их последствий;

введение при необходимости круглосуточного дежурства руководителей и должностных лиц органов управления и сил территориальной подсистемы области на стационарных пунктах управления;

непрерывный сбор, обработка и передача органам управления и силам территориальной подсистемы области данных о прогнозируемых чрезвычайных ситуациях, информирование населения о приемах и способах защиты от них;

принятие оперативных мер по предупреждению возникновения и развития чрезвычайных ситуаций, снижению размеров ущерба и потерь в случае их возникновения, а также повышению устойчивости и безопасности функционирования организаций в чрезвычайных ситуациях;

уточнение планов действий (взаимодействия) по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и иных документов;

приведение при необходимости сил и средств территориальной подсистемы области в готовность к реагированию на чрезвычайные ситуации, формирование оперативных групп и организация выдвижения их в предполагаемые районы действий;

восполнение при необходимости резервов материальных ресурсов, созданных для ликвидации чрезвычайных ситуаций;

проведение при необходимости эвакуационных мероприятий;

в) в режиме чрезвычайной ситуации:

непрерывный контроль за состоянием окружающей среды, прогнозирование развития возникших чрезвычайных ситуаций и их последствий;

оповещение руководителей органов исполнительной власти Астраханской области, органов местного самоуправления и организаций, а также населения о возникших чрезвычайных ситуациях и их последствиях;

проведение мероприятий по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;

организация работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций и всестороннему обеспечению действий сил и средств территориальной подсистемы области, поддержанию общественного порядка в ходе их проведения, а также привлечению при необходимости в установленном порядке общественных организаций и населения к ликвидации возникших чрезвычайных ситуаций;

непрерывный сбор, анализ и обмен информацией об обстановке в зоне чрезвычайной ситуации и в ходе проведения работ по ее ликвидации;

организация и поддержание непрерывного взаимодействия исполнительных органов государственной власти Астраханской области, органов местного самоуправления и организаций по вопросам ликвидации чрезвычайных ситуаций и их последствий;

проведение мероприятий по жизнеобеспечению населения в чрезвычайных ситуациях.

26. При введении режима чрезвычайного положения по обстоятельствам, предусмотренным в пункте "а" статьи 3 Федерального конституционного закона "О чрезвычайном положении", для органов управления и сил территориальной подсистемы области устанавливается режим повышенной готовности, а при введении режима чрезвычайного положения по обстоятельствам, предусмотренным в пункте "б" указанной статьи, - режим чрезвычайной ситуации.

В режиме чрезвычайного положения органы управления и силы территориальной подсистемы области функционируют с учетом особого правового режима деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций.

27. Ликвидация чрезвычайных ситуаций осуществляется:

локального характера - силами и средствами организаций;

муниципального характера - силами и средствами органов местного самоуправления;

межмуниципального и регионального характера - силами и средствами органов местного самоуправления, исполнительного органа государственной власти Астраханской области, оказавшихся в зоне чрезвычайной ситуации;

межрегионального и федерального характера - силами и средствами исполнительных органов государственной власти Астраханской области, оказавшихся в зоне чрезвычайной ситуации.

При недостаточности указанных сил и средств привлекаются в установленном порядке силы и средства федеральных органов исполнительной власти.

28. Руководство силами и средствами, привлеченными к ликвидации чрезвычайных ситуаций, и организацию их взаимодействия осуществляют руководители работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Руководители аварийно-спасательных служб и аварийно-спасательных формирований, прибывшие в зоны чрезвычайных ситуаций первыми, принимают полномочия руководителей работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций и исполняют их до прибытия руководителей работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций, определенных законодательством Российской Федерации и законодательством Астраханской области, планами предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций или назначенных органами государственной власти, органами местного самоуправления, руководителями организаций, к полномочиям которых отнесена ликвидация чрезвычайных ситуаций.

Руководители работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций по согласованию с исполнительными органами государственной власти Астраханской области, органами местного самоуправления и организациями, на территориях которых возникла чрезвычайная ситуация, устанавливают границы зоны чрезвычайной ситуации, порядок и особенности действий по ее локализации, а также принимают решения по проведению аварийно-спасательных и других неотложных работ.

Решения руководителей работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций являются обязательными для всех граждан и организаций, находящихся в зоне чрезвычайной ситуации, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации и Астраханской области.

29. В случае крайней необходимости руководители работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций вправе самостоятельно принимать решения по следующим вопросам:

проведение эвакуационных мероприятий;

остановка деятельности организаций, находящихся в зоне чрезвычайной ситуации;

проведение аварийно-спасательных работ на объектах и территориях организаций, находящихся в зоне чрезвычайной ситуации;

ограничение доступа людей в зону чрезвычайной ситуации;

разбронирование в установленном порядке резервов материальных ресурсов организаций, находящихся в зоне чрезвычайной ситуации, за исключением материальных ценностей государственного материального резерва;

использование в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, средств связи и оповещения, транспортных средств и иного имущества организаций, находящихся в зоне чрезвычайной ситуации;

привлечение к проведению работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций нештатных и общественных аварийно-спасательных формирований, а также спасателей, не входящих в состав указанных формирований, при наличии у них документов, подтверждающих их аттестацию на проведение аварийно - спасательных работ;

привлечение на добровольной основе населения к проведению неотложных работ, а также отдельных граждан, не являющихся спасателями, к проведению аварийно-спасательных работ;

принятие других необходимых мер, обусловленных развитием чрезвычайных ситуаций и ходом работ по их ликвидации.

Руководители работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций незамедлительно информируют о принятых ими в случае крайней необходимости решениях соответствующие исполнительные органы государственной власти, органы местного самоуправления и организации.

30. Финансовое обеспечение функционирования территориальной подсистемы области осуществляется за счет средств соответствующих бюджетов и собственников (пользователей имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации и Астраханской области).

Организации всех форм собственности участвуют в ликвидации чрезвычайных ситуаций за счет собственных средств.

Финансирование целевых программ по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и обеспечению устойчивого функционирования организаций осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Астраханской области.

31. Порядок организации и осуществления работ по профилактике пожаров и непосредственному их тушению, а также проведения аварийно - спасательных работ, возложенных на пожарную охрану, определяется законодательными и иными нормативными правовыми актами в области пожарной безопасности, в том числе техническими регламентами.

Перечень
аварийно-спасательных служб, служб обеспечения и функциональных подсистем
по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, создаваемых
исполнительными органами государственной власти Астраханской области
(утв. постановлением Правительства Астраханской области от 4 мая 2005 г. N 83-П)

Министерство здравоохранения Астраханской области

Аварийно-спасательная служба медицинского обеспечения

Руководитель службы - начальник службы медицины катастроф.

Функциональные подсистемы:

- оказание первой врачебной и специальной помощи пострадавшему населению при чрезвычайных ситуациях;

- проведение санитарно-эпидемиологической разведки в зоне чрезвычайных ситуаций.

Министерство сельского хозяйства Астраханской области

Аварийно-спасательная служба защиты растений и животных

Руководитель службы - первый заместитель министра сельского хозяйства Астраханской области.

Функциональные подсистемы:

- защита сельскохозяйственных животных;

- защита сельскохозяйственных растений;

- предупреждение и ликвидация чрезвычайных ситуаций в организациях (на объектах) агропромышленного комплекса.

Министерство экономического развития Астраханской области

Аварийно-спасательная служба торговли и питания

Руководитель службы - начальник департамента торговли министерства экономического развития Астраханской области.

Функциональные подсистемы:

- создание резерва продовольственных и промышленных товаров на случай чрезвычайных ситуаций;

- обеспечение пострадавшего населения и подразделений, участвующих в проведении аварийно-спасательных и других неотложных работ, продовольствием и предметами первой необходимости.

Министерство строительства и дорожного хозяйства
Астраханской области

Дорожно-мостовая аварийно-спасательная служба

Руководитель службы - начальник департамента дорожного хозяйства министерства строительства и дорожного хозяйства Астраханской области.

Функциональные подсистемы:

- содержание мостов, дорог, паромных переправ и подъездов к ним в исправном состоянии;

- ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций на мостах и паромных переправах.

Инженерная аварийно-спасательная служба

Руководитель службы - начальник департамента строительства и архитектуры министерства строительства и дорожного хозяйства Астраханской области.

Функциональные подсистемы:

- организация и осуществление работ по расчистке завалов на маршрутах выдвижения аварийно-спасательных формирований в зону чрезвычайных ситуаций;

- планирование и организация строительства защитных сооружений;

- подготовка и организация действий соответствующих аварийно-спасательных формирований, привлекаемых к проведению аварийно-спасательных и других неотложных работ.

Министерство жилищно-коммунального хозяйства Астраханской области

Коммунально-техническая аварийно-спасательная служба

Руководитель службы - заместитель министра жилищно-коммунального хозяйства.

Функциональные подсистемы:

- организация действий соответствующих аварийно-спасательных формирований, привлекаемых к проведению аварийно-спасательных и других неотложных работ на объектах ЖКХ, обеспечение водой сил и средств, участвующих в проведении аварийно-спасательных и других неотложных работ;

- осуществление мероприятий по дегазации, дезактивации и дезинфекции зараженной территории, различных сооружений, техники и транспортных средств;

- организация и осуществление мероприятий по повышению устойчивости водоснабжения населенных пунктов, промышленных и сельскохозяйственных производств;

- осуществление мероприятий по повышению устойчивости работы сетей коммунального хозяйства области и ликвидации аварий на объектах ЖКХ.

Аварийно-спасательная служба материально-технического обеспечения

Руководитель службы - начальник отдела обеспечения функционирования жилищно-коммунального хозяйства министерства жилищно-коммунального хозяйства Астраханской области.

Функциональная подсистема:

- обеспечение аварийно-спасательных формирований материально-техническими средствами (инвентарь, спецодежда и другие средства, необходимые для аварийно-спасательных и других неотложных работ).

Министерство культуры Астраханской области

Аварийно-спасательная служба защиты культурных ценностей

Руководитель службы - начальник департамента культурного наследия министерства культуры Астраханской области.

Функциональная подсистема:

- организация и проведение мероприятий, направленных на защиту культурных ценностей, памятников истории и культуры.

Министерство промышленности, транспорта и природных ресурсов
Астраханской области

Служба автотранспортного обеспечения

Руководитель службы - директор казенного предприятия Астраханской области "Астраханьтрансавто".

Функциональные подсистемы:

Координация деятельности автомобильного транспорта аварийно-спасательных служб муниципальных образований Астраханской области при возникновении чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера по выполнению возложенных на них задач, в обязанность которых входит:

- обеспечение автотранспортными средствами для эвакуации населения, материальных и культурных ценностей объектов экономики в мирное и военное время;

- подвоз рабочих смен в зону чрезвычайной ситуации;

- подвоз сил и средств в зону чрезвычайной ситуации.

Служба оповещения и связи

Руководитель службы - начальник департамента транспорта и связи министерства промышленности, транспорта и связи Астраханской области.

Функциональные подсистемы:

- координация деятельности служб оповещения и связи муниципальных образований Астраханской области;

- оповещение населения об угрозе чрезвычайных ситуаций, доведение сигналов гражданской обороны в мирное и военное время.

Управление Министерства внутренних дел Российской Федерации
по Астраханской области

Служба охраны общественного порядка

Руководитель службы - заместитель начальника милиции общественной безопасности управления внутренних дел по Астраханской области.

Функциональные подсистемы:

- поддержание общественного порядка в населенных пунктах;

- обеспечение охраны материальных и культурных ценностей.

Перечень
исполнительных органов государственной власти Астраханской области,
территориальных органов федеральных органов исполнительной власти и
организаций, создающих силы постоянной готовности территориальной
подсистемы Астраханской области единой государственной системы
предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций
(утв. постановлением Правительства Астраханской области от 4 мая 2005 г. N 83-П)

Главное управление МЧС России по Астраханской области

Министерство сельского хозяйства Астраханской области

Федеральное агентство морского и речного транспорта

Федеральное агентство воздушного транспорта

Федеральное агентство железнодорожного транспорта

Министерство здравоохранения Астраханской области

Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Астраханской области

Федеральное государственное бюджетное учреждение "Астраханский областной центр по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды"

ООО "Газпром добыча Астрахань"

ОАО "Астраханьэнерго"

Министерство строительства и дорожного хозяйства Астраханской области

Министерство промышленности, транспорта и природных ресурсов Астраханской области

ФГУ "Севкаспрыбвод"