Методические рекомендации по организации подготовки оперативных групп

Приложение

Методические рекомендации

по организации подготовки оперативных групп

Общие положения

1. Оперативная группа Южного регионального центра по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее - оперативная группа) является оперативным подразделением, осуществляющим управление силами и средствами единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее – РСЧС) непосредственно в районе чрезвычайной ситуации.

2. Оперативная группа развертывается и функционирует на базе территориального органа МЧС России по субъекту Российской Федерации или органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации (органа местного самоуправления), в административных границах которого произошла чрезвычайная ситуация, либо на базе подвижного пункта управления регионального центра МЧС России.

3. В своей работе оперативная группа руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, Федеральными законами Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации, приказами, указаниями и распоряжениями МЧС России, приказами, указаниями и распоряжениями начальника регионального центра и настоящим Положением.

4. Оперативная группа предназначена для:

организации и непосредственного осуществления в районе бедствия непрерывного контроля и изучения обстановки в зоне чрезвычайной ситуации, оценку масштабов и прогнозирования дальнейшего ее развития;

выработки предложений по локализации и ликвидации чрезвычайной ситуации, защите населения и окружающей среды, районе бедствия, представления на утверждение предложений о плане работ по ликвидации чрезвычайной ситуации, задействования сил и средств РСЧС и осуществления реализации принятых начальником регионального центра решений;

представление докладов из района чрезвычайной ситуации в оперативный штаб по ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций регионального центра об обстановке и о ходе работ по ликвидации чрезвычайной ситуации;

организации взаимодействия по вопросу предупреждения и ликвидации чрезвычайной ситуации с заинтересованными министерствами и ведомствами;

оперативного управления силами и средствами РСЧС, проведения разведки в районе чрезвычайной ситуации;

выявления причин и источников чрезвычайной ситуации;

организации и контроля оповещения населения о чрезвычайной ситуации, принятия участия в планировании и организации эвакуации населения из района чрезвычайной ситуации;

организации информирования населения и обеспечения средств массовой информации достоверной и оперативной информацией о чрезвычайной ситуации через отдел информации и связи с общественностью;

подготовки обоснований необходимости привлечения сил МЧС России, в том числе с приведением в готовность к применению по предназначению в мирное время воинских частей войск гражданской обороны регионального центра;

координации действий сил РСЧС при ликвидации чрезвычайной ситуации;

контроля деятельности подчиненных органов управления и исполнения ими распоряжений начальника регионального центра (руководителя оперативного штаба по ликвидации чрезвычайных ситуаций регионального центра) в процессе ликвидации чрезвычайной ситуации;

обобщения опыта работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций, выработки предложений по совершенствованию системы управления и реагирования при возникновении чрезвычайной ситуации, подготовки отчетов о проделанной работе, расходах материальных и финансовых средств.

5. Оперативная группа формируется из числа заместителей начальника (руководителя) регионального центра, руководителей структурных подразделений управления регионального центра, а также военнослужащих, сотрудников ФПС и государственных гражданских служащих структурных подразделений управления регионального центра и подчиняется начальнику регионального центра, руководителю оперативного штаба по ликвидации чрезвычайных ситуаций регионального центра (далее – ОШ ЛЧС). Состав оперативной группы определяется с учетом необходимости обеспечения сменной работы в круглосуточном режиме.

6. Оперативная группа включает в себя:

руководителя оперативной группы;

одну (две) группы экстренного реагирования;

основной состав оперативной группы:

специалист по планированию аварийно-спасательных и других неотложных работ - офицер (сотрудник) оперативного управления;

специалист по прогнозу, сбору информации и оценке обстановки - офицер (сотрудник) управления (предупреждения чрезвычайных ситуаций), офицер (сотрудник) управления гражданской защиты;

специалист по обеспечению пожарной безопасности – сотрудник управления государственного пожарного надзора;

специалист по применению воинских частей войск гражданской обороны и аварийно-спасательных формирований - офицер (сотрудник) управления (войск и сил гражданской обороны, организации мероприятий по предупреждению террористической деятельности);

специалист-направленец - офицер (сотрудник) управления (организационно-мобилизационного и комплектования);

специалист-направленец - офицер (сотрудник) управления кадров;

специалист по материально техническому обеспечению - офицер (сотрудник) управления тыла (и вооружения);

специалист по организации управления - офицер (сотрудник) отдела связи (оповещения и автоматизированных систем управления);

специалист по связи с общественностью - начальник отдела (сотрудник, служащий) информации и связи с общественностью;

расчет обеспечения связью, видеоконференцсвязи с места чрезвычайной ситуации - два офицера отдела АСУ Центра управления в кризисных ситуациях регионального центра.6.1. Оперативную группу возглавляет первый заместитель начальника регионального центра, первый заместитель начальника регионального центра по ГПС, один из заместителей начальника (руководителя) регионального центра в соответствии с приложением № 1 или офицер (сотрудник), допущенный к руководству оперативной группой в качестве руководителя оперативной группы управления регионального центра, по решению начальника регионального центра.

6.2. В состав группы экстренного реагирования назначается три-четыре человека, с возможностью организации видеоконференцсвязи с места ЧС. Автономность всех элементов оперативных групп регионального центра с учетом запасов продовольствия и ГСМ составляет 3 суток.

6.3. Состав оперативной группы в зависимости от вида и масштабов чрезвычайной ситуации, по решению начальника регионального центра может быть изменен. Состав оперативной группы на каждые сутки формируется еженедельно и оформляется графиком, утверждаемым заместителям начальника регионального центра. При отсутствии угрозы возникновения чрезвычайной ситуации личный состав, назначенный в состав оперативной группы, в рабочее время выполняет должностные обязанности в соответствии с занимаемой должностью на рабочих местах, в нерабочее время, в выходные и предпраздничные дни - находится в местах проживания с исправными средствами оповещения. Состав оперативной группы хранится у оперативного дежурного Центра управления в кризисных ситуациях регионального центра.

Организация подготовки оперативной группы

7. К выполнению задач в составе оперативной группы допускаются должностные лица, прошедшие соответствующую подготовку в соответствии с Программой подготовки личного состава оперативной группы, сдавшие зачеты на допуск к выполнению задач в составе оперативной группы, твердо знающие документы, регламентирующие организацию оперативного реагирования, порядок действий в различных условиях обстановки и имеющие практические навыки в выполнении задач в составе оперативных групп.

8. Подготовка оперативных групп имеет три вида: предварительная, плановая и в ходе несения дежурства в составе оперативной группы.

8.1. Предварительная подготовка осуществляется по программе подготовки личного состава оперативной группы, в ходе которой личный состав, ранее не выполнявший задачи в составе оперативных групп, обучается в соответствующей должности в составе оперативной группы. Подготовка заканчивается проведением стажировки в практическом исполнении обязанностей и сдачей зачетов.

Допуск к выполнению задач в качестве руководителя оперативной группы осуществляется на основании приказа с прилагаемым актом приема зачетов.

8.2. Плановая подготовка осуществляется в соответствии с основной программой в ходе профессионально-должностной подготовки в соответствии с тематическим планом. В ходе подготовки в обязательном порядке предусматриваются проведение ежемесячных занятий по действиям при получении сигналов управления, ежемесячных контрольных занятий, еженедельных тренировок с личным составом оперативных групп по действиям при возникновении чрезвычайных ситуаций. Также с периодичностью раз в месяц проводится анализ реагирования оперативных групп и проведения тренировок с оперативными группами, с оценкой каждого должностного лица и оперативных групп подчиненных органов управления.

8.2.1. Основной формой плановой подготовки является тренировки. В ходе проведения тренировок с оперативными группами отрабатываются следующие учебные вопросы:

Оповещение личного состава оперативной группы.

Прибытие (сбор) личного состава оперативной группы для постановки задач осуществляется в помещении оперативного штаба по ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Подготовка финансовых средств, командировочных удостоверений, средств связи и документации оперативной группы и организация подготовки техники к её убытию. Получение имущества и документации оперативной группы.

Убытие оперативной группы в район (зону) чрезвычайной ситуации на оперативном автомобиле, оборудованном средствами связи, в составе подвижного пункта управления регионального центра или с помощью вертолёта (самолёта).

8.2.2. Задействование оперативной группы по нескольким вариантам:

Первый вариант - убытие группы экстренного реагирования во главе с руководителем оперативной группы в район (зону) чрезвычайной ситуации и выполнение задач в качестве ОШ ЛЧС остальным личным составом оперативной группы в пункте постоянной дислокации.

Второй вариант - убытие в первом эшелоне в район (зону) чрезвычайной ситуации группы экстренного реагирования во главе с руководителем оперативной группы, во втором эшелоне - остального личного состава оперативной группы в составе подвижного пункта управления после приведения его в готовность к применению по предназначению в мирное время или убытие вертолётом (самолётом).

Третий вариант - убытие в район (зону) чрезвычайной ситуации оперативной группы в составе подвижного пункта управления регионального центра, вертолётом (самолётом). В случае возникновения двух и более чрезвычайных ситуаций в разных территориальных районах привлекается последующая оперативная группа в соответствии с утвержденным графиком.

Четвертый вариант - выполнение задач личным составом оперативной группы в составе ОШ ЛЧС в пункте постоянной дислокации.

8.2.3. Работа оперативной группы при её задействовании по первому, второму и третьему вариантам делится на три этапа:

Первый этап (с момента прибытия оперативной группы в район (зону) чрезвычайной ситуации) включает в себя:

разведку района (зоны) чрезвычайной ситуации, оценку обстановки и масштабов последствий чрезвычайной ситуации;

организацию всех видов связи;

занятие вспомогательного пункта управления (развертывание подвижного пункта управления), развертывание рабочих мест оперативной группы.

Второй этап (с момента приведения оперативной группы в готовность к выполнению задач на пункте управления) включает в себя:

установление и поддержание взаимодействия с силами и средствами территориальной и функциональных подсистем РСЧС, привлекаемых к ликвидации чрезвычайной ситуации, осуществление координации их действий;

сбор, анализ и обобщение данных обстановки, осуществление постоянного информационного обмена с ОШ ЛЧС и его организацию между участниками ликвидации чрезвычайной ситуации;

прогнозирование развития обстановки, формирование выводов из оценки обстановки, проведение оперативно-тактических расчетов, участие в выработке и принятии решений руководителя ликвидации чрезвычайной ситуации и планировании АСДНР;

организацию обеспечения действий подчиненных органов управления и сил, участие в организации первоочередного жизнеобеспечения населения и обеспечения населения гуманитарной помощью;

доведение задач до подчиненных и взаимодействующих органов управления, сил и средств.

Третий этап (с момента завершения работ по ликвидации чрезвычайной ситуации) включает в себя:

контроль за приведением органов управления, сил и средств, привлекаемых к ликвидации чрезвычайной ситуации в исходное положение;

подготовку итогового донесения о чрезвычайной ситуации;

проведение анализа действий органов управления, сил и средств, привлекаемых к ликвидации чрезвычайной ситуации.

8.2.4. Работа оперативной группы по четвертому варианту организуется в соответствии с Положением об оперативном штабе по ликвидации чрезвычайных ситуаций Южного регионального центра по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий. При этом должностные лица оперативной группы выполняют обязанности должностных лиц ОШ ЛЧС в соответствии с Расчетом.

8.2.5 С прибытием в район ЧС оперативная группа принимает управление от оперативной группы нижестоящего органа управления, которая приступает к выполнению задач в составе оперативной группы регионального центра.

По прибытию в район ЧС оперативной группы МЧС России оперативная группа регионального центра передает управление оперативной группе МЧС России и выполняет задачи в её составе.

При убытии к месту чрезвычайной ситуации, оперативная группа в соответствии с Табелем срочных донесений отрабатывает следующий перечень документов:

предварительный доклад ОГ об обстановке в районе ЧС;

доклад ОГ об обстановке (изменении обстановки) в районе ЧС в соответствии с информационными карточками;

таблица реагирования сил и средств;

справка по силам и средствам (БЧС), привлеченных для ликвидации чрезвычайной ситуации, с расчетом доставки в район ЧС сил и средств усиления, резерва;

схема организации управления и взаимодействия при ликвидации чрезвычайной ситуации;

фотоматериалы (MMS сообщения), видеоматериалы (видеоролик);

схема расстановки сил и средств при ликвидации последствий ЧС;

списки о пострадавших, погибших, эвакуированных и госпитализированных;

схема организации работ;

график выполнения работ.

8.2.6. Кроме того, практически отрабатываются следующие мероприятия:

организуется дежурство в радиосети руководителя оперативной группы;

проверяется телефонная, сотовая и спутниковая связи с оператором ВКС регионального центра;

разворачивается мобильный комплект ВКС, обеспечивается резервирование по телефону МГТС узла связи "Хромофор";

по команде оператора ВКС регионального центра обеспечивается видеоконференцсвязь с места условной ЧС с демонстрацией работоспособности радио удлинителя и показом видеоролика.

8.3. Подготовка в ходе несения дежурства в составе оперативной группы начинается с развода на заступление оперативной группы. В рабочие дни осуществляется после развода личного состава в 9.00 ежедневно. Развод производит заступающий руководитель оперативной группы в 8.50.

За пять-десять минут до развода личный состав, заступающий в оперативную группу, выстраивается в установленном для развода месте (на территории внутреннего двора управления регионального центра) в две шеренги.

На разводе заступающий руководитель оперативной группы проверяет численный состав заступающей оперативной группы, проводит инструктаж личного состава оперативной группы, проверяет установленную для дежурства форму одежды, знание личным составом своих обязанностей в составе оперативной группы, доводит складывающуюся оперативную обстановку в регионе, дает указания об устранении выявленных недостатков. Также руководитель оперативной группы определяет состав групп экстренного реагирования.

После развода должностные лица, входящие в состав заступающей оперативной группы осуществляют прием имущества и оборудования оперативной группы.

Развод личного состава оперативных групп, заступающих в праздничные (выходные) дни проводится в 9.00 в предпраздничный (предвыходной день).

8.3.1. Руководитель оперативной группы:

при отсутствии чрезвычайных ситуаций и происшествий осуществляет контроль за оперативной обстановкой и выполняет свои обязанности в управлении регионального центра с 9.00 до 9.00 следующих суток. При возникновении ЧС возглавляет группу экстренного реагирования регионального центра. В случае убытия группы экстренного реагирования, оперативный штаб возглавляет его штатный заместитель.

принимает участие:

- в 7.00 в оперативном селекторном совещании МЧС России в день смены с дежурства;

- в 17.00 в селекторном совещании регионального центра по проверке подготовки гарнизонов пожарной охраны (в будние дни).

В выходные и праздничные дни в 17.00 руководитель оперативной группы осуществляет проведение селекторного совещания регионального центра по проверке подготовки гарнизонов пожарной охраны (несению дежурства, организации взаимодействия, разработки слайдового материала по рискам возникновения чрезвычайных ситуаций).


Перечень документов,

необходимых для изучения личным составом оперативной группы

1. Постановление Правительства РФ от 30.12.2003 г. № 794.

2. Федеральный закон РФ от 21.12.1994 г. №68-ФЗ.

3. Федеральный закон РФ от 21.12.1994 г. №69-ФЗ

4. Федеральный закон РФ от 22.08.2002 г. №151-ФЗ.

5. Приказ РЦ «Об организации оперативного реагирования».

6. Выписка из плана приведения управления ЮРЦ МЧС России в ГОТОВНОСТЬ №1.

7. Выписка из табеля срочных донесений Приказа МЧС России от 07.11.2006 г. №636 ДСП.

8. Классификация ЧС и пожаров, выписка из Приказа РЦ от 18.09.2006 г. № 291.

9. Характеристика субъекта РФ.

10. Сведения о потенциально-опасных объектах, находящихся на территории субъекта РФ.

11. Сведения об аэродромах, дислоцирующихся на территории субъекта РФ.

12. Состав сил и средств субъекта РФ, специально предназначенных для ликвидации последствий ЧС.

13. Алгоритм действий оперативной группы при возникновении ЧС.

14. Рекомендации ОГ по оказанию первой медицинской помощи.

15. Бланки формализованных документов (предварительные распоряжения, приказы и т.п.).

16. Журнал проведения инструктажа л/с по охране труда.

17. Инструкция по технике безопасности в зоне ЧС.

18. Журнал учета полученной и переданной информации.

19. Журнал учета отданных распоряжений.

20. Журнал учета обстановки.

21. Рабочая тетрадь старшего ОГ.

22. Рабочая карта ОГ.

23. Карта Южного федерального округа, масштаба 1:500 000.

24. Карты субъектов РФ ЮФО, масштаба 1:200 000.

25. Телефонные справочники руководящего состава МЧС России, Южного регионального центра МЧС России и административных территориальных органов управления, министерств, ведомств, местных органов власти республик, краев, областей.

26. Схема связи Южного регионального центра МЧС России.

27. Частоты и таблица позывных должностных лиц для организации радиосвязи.

28. Схема вызова.

29. Радиоданные радиосети № 330.

30. Телефонный справочник подразделений ГПС.